Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертизаОдним из инструментов расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы является экспертиза ДТП, которую граждане зачастую называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из вышеизложенных наименований не является научно-обоснованным и точным, но об этом позднее.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное наименование более 7 лет назад, большинство практикующих юристов, судей, следователей, адвокатов по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, без уточнения вида экспертного исследования.

В результате такого абстрактного и общего обозначения данного исследования, в нашей практике довольно таки часто появляются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуются специальные знания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего сроки дела не выдерживаются в следствии элементарной грамотности указанных выше участников судебного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние покрытия проезжей части, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспорта и других объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и других участников по поверхности автодороги;

Выяснение факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неправильное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного полотна и иные отрицательные условия дорожной ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо полное изучение всего комплекса информации о происшествии.